К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина «Детство. Отрочество. Юность»

7 декабря 2010 - 13 февраля 2011

С 7 декабря 2010 года по 13 февраля 2011 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка «Детство. Отрочество. Юность». Произведения из 11 зарубежных и 8 отечественных музеев познакомят зрителей с детскими образами в изобразительном искусстве от эпохи Возрождения до наших дней.

На протяжении столетий западноевропейской и русской истории мифы и реалии детства отражали в себе важные проблемы философии и религии, нравственных и общественных идеалов, педа­гогических теорий и практики воспитания личности. Задача выставки – выявить основные темы и жанры живописи, скульптуры, графики, а также фотографии, в которых интерпретация детства имеет общечеловеческий смысл. На примерах творений Боттичелли, Рубенса, ван Дейка, Гойи, Строцци, Мурильо, Ренуара, Миро, Серова, Репина, Маковского и других выдающихся мастеров перед зрителем предстанет не только история возникновения и развития «детского жанра», но и история формирования личности от колыбели до юности. Всего зрители увидят 160 произведений.

Разрабатывая концепцию выставки, организаторы хронологически отталкивались от эпохи Возрождения, когда внимание к личности человека переживало беспрецедентный подъём. Художники с одинаковым вниманием изучали и передавали в портретах индивидуальность, как взрослых, так и детей. Значение имело также обращение к Античности, ведь именно в Древней Греции детство впервые осознается как особый феномен. Данный раздел экспозиции представлен такими произведениями, как «Мадонна с младенцем» кругa Боттичелли, «Портрет мальчика» Агостино Карраччи, «Портрет девочки» Хансa Бокa Старшего и др.)

Значительное место в составе выставки занимают картины на мифологические сюжеты (Леонелло Спада «Давид и Голиаф», Антонис ван Дейк «Амур», Франсиско де Сурбаран «Младенец Христос» и др.). Как ни парадоксально, богам и героям знакомы детские радости и горести, они капризничают, играют, проявляют безответственность. Согласно легендам их путь предопределён с самого рождения, тем не менее, роль воспитания в их судьбах остаётся важной. Наставником Ахилла по преданию был мудрый кентавр Хирон, он обучал героя наукам, медицине, военному делу. Этот сюжет запечатлел на своей картине «Воспитание Ахилла кентавром Хироном» художник Жан-Батист Реньо.

Выставка ставит проблемы о месте детей в истории, их взаимоотношениях с окружающей реальностью. С одной стороны, эту темы иллюстрируют парадные портреты XVII-XVIII веков (Франсуа де Труа «Портрет Аделаиды Савойской», Владимир Боровиковский «Портрет Нарышкиной в детстве», Петер Пауль Рубенс «Портрет Клары Серены Рубенс» и др.), с другой – живопись XIX века, поднявшая социальные темы «детей без детства», вынужденных зарабатывать или просить милостыню (Евграф Сорокин «Нищая девочка-испанка», Людвиг Кнаус «Первый барыш», Василий Калистов «Ревизия питомцев воспитательного дома» и др.) Уделено внимание не только детям, сыгравшим активную роль в истории (Антонис ван Дейк «Дети короля Карла I», неизвестный художник второй половины XVIII века «Портрет великого князя Константина Павловича в детстве» и др.), но и ставшим её жертвами, как это произошло с наследниками английского короля Эдуарда IV, которых сначала заточили в Тауэр и потом тайно убили. Поль Деларош на картине «Дети короля Эдуарда» изображает тёмную мрачную комнату и маленьких испуганных детей, которые жмутся друг к другу, не надеясь на спасение.

Самым ярким разделом выставки остаются непосредственно образы детей, хрупкость и глубина их внутреннего мира. Благодаря мастерству художника присущие ребенку непосредственность и живость восприятия передаются зрителям, как драгоценный дар. Мы заново переживаем процесс открытия мира, вспоминаем о его яркости и чудесах, таящихся в каждом предмете. С трогательной детской серьезностью вопрошают взгляды на портретах голландских и английских мастеров, теплом и нежностью наполнены семейные портреты и сценки на картинах Жана-Батиста Греза, Пера Хиллестрема, Петра Захарова, Константина Маковского, Валентина Серова, А Людвига Кнауса, Ильи Репина, Зинаиды Серебряковой. В начале ХХ века, когда возникло стремление преобразовать язык искусства, освободить его от правил, очистить от чрезмерной рациональности, художники начинают учиться у детей. Детское восприятие становится примером абсолютного непредвзятого отношения к реальности. Детей не просто пишут, а берут их творчество, как основу для развития собственного языка в искусстве. Раздел выставки, рассказывающий о пути современного искусства от детского рисунка к авангарду, представляют работы Жана Дюбюффе «Беспокойная жизнь», Карела Аппеля «Гип, Гип, Ура!», Жоана Миро «Созвездия».

И, наконец, обширный раздел экспозиции посвящён детской теме в искусстве фотографии. Национальный Медиа Музей Брэдфорда предоставил ГМИИ им. А.С. Пушкина уникальные работы, выполненные Льюисом Кэрроллом, легендарным автором романов «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». На снимках посетители выставки смогут увидеть юную Эллис Плезэнс Лидделл, ставшую прототипом героини знаменитых книг. Представлены также фотографии Джулии Маргарет Кэмерон, Джулии Блэкмон, Акима Липотт, Кристофа Кларка и Виржини Пуньо, Владимира Клавихо-Телепнёва и др.

Музеи - участники проекта:

зарубежные:

  1. Национальная Портретная Галерея, Лондон;
  2. Художественные собрания Дрездена. Картинная галерея;
  3. «Старые мастера»;
  4. Галерея резиденции Лихтенштайн, Зальцбург;
  5. Галерея Тейт, Лондон;
  6. Национальный музей Прадо, Мадрид;
  7. Музей д'Орсэ, Париж;
  8. Фонд князя Лихтенштейна-Коллекции князя Лихтенштейна, Вена;
  9. Национальный медиа-музей, Брэдфорд;
  10. Музей Виктории и Альберта, Лондон;
  11. Галерея Кэтрин Эдельман, Чикаго;
  12. Галерея Кэтрин Эдельман, Париж

отечественные:

  1. ГМИИ им. А.С Пушкина;
  2. Государственный Эрмитаж;
  3. Государственный Русский музей;
  4. Государственная Третьяковская галерея;
  5. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева;
  6. Ярославский Художественный музей;
  7. Музей-квартира И.И. Бродского;
  8. Собрание В. Клавихо-Телепнёва