О ПРОЕКТЕ

Данный сайт содержит материалы, позволяющие познакомиться с коллекциями ГМИИ им. А.С. Пушкина, представленными в здании ГАЛЕРЕИ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Х1Х-ХХ веков.

Открытие в 2006 году ГАЛЕРЕИ  стало важнейшим этапом в подготовке празднования столетия со дня открытия ГМИИ им. А.С. Пушкина, которое состоится в 2012 году. Необходимость расширения музейных экспозиционных площадей назрела уже давно. Стремление сохранить залы с тонированными гипсовыми слепками с прославленных скульптурных произведений античности, средневековья и эпохи Возрождения, обретшими свой облик еще при Цветаеве, и, вместе с тем, более полно представить в несколько раз разросшиеся за столетие коллекции подлинных вещей заставили искать смелое решение. После переезда ОТДЕЛА ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ в новое здание, у музея появилась возможность провести масштабную реэкспозицию.

Здание, в котором расположилась ГАЛЕРЕЯ, было некогда левым флигелем усадьбы князей Голицыных, возведенной в ХУ11-Х1Х веках. История донесла до нас имена архитекторов, в разное время работавших над усадьбой – С.Чевакинского, И.Жеребцова, М.Казакова. Здание  неоднократно меняло свой облик, а в 1890-92 годах было перестроено архитектором В.Загорским под меблированные комнаты и получило название «Княжий двор». В нем неоднократно останавливались и подолгу жили В.Суриков, И.Репин, А.Скрябин, Л.Пастернак. Много раз за свою историю менявший владельцев,  этот дом был полностью реконструирован для размещения в нем ОТДЕЛА ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГМИИ им.А.С. Пушкина.   Расположение в этом здании подобной экспозиции музея было символично: ведь именно в усадьбе Голицыных еще в 60-е годы Х1Х века разместились доступные для обозрения публикой картинная галерея и античные «редкости» дипломата и общественного деятеля М.А.Голицына. Теперь эту эстафету приняла ГАЛЕРЕЯ.

Перемещение в новое здание произведений мастеров Нового и Новейшего времени позволяет во всей полноте и многообразии представить публике художественные течения от романтизма до авангарда ХХ столетия. Располагавшаяся ранее в пяти залах второго этажа основного здания коллекция теперь представлена в 26 залах.

В новой экспозиции появилась возможность отвести целые залы важнейшим стилистическим направлениям европейского искусства, расставить акценты на творчестве того или иного художника. В отдельном зале экспонируется немецкая школа живописи начала Х1Х века, представленная К.-Д.Фридрихом и художниками-назарейцами. Камерные залы позволяют по новому оценить и хорошо известные публике картины Т.Жерико, Э.Делакруа, Ж.-О.-Д.Энгра. Свои залы получили и представители парижского Салона – Ж.Жером, П.Деларош, Э.-Л.Изабе. Будто специально предназначенные для небольших интерьеров произведения французских пейзажистов К.Коро и художников барбизонской школы – Т.Руссо, Ж.Дюпре, Ш.Добиньи обрели новую жизнь в зрительском восприятии. Произведения Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле, О.Домье дополняют  картину французского реализма.

Гордость Галереи – живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и художников начала ХХ столетия. Творчеству  К.Моне, П.Сезанна, П.Гогена, А.Матисса и П.Пикассо предоставлены отдельные залы. Нашлось место в новой экспозиции и представителям европейского и американского искусства середины и второй половины ХХ века. Наряду с произведениями М.Шагала, Дж. де Кирико, В.Кандинского, Р.Кента представлены картины К.Хофера, Ф.Казорати, А.Фуни, Ф.Берингера, некоторые из которых экспонируются впервые.

Открытие ГАЛЕРЕИ позволило не только оценить все многообразие творческих поисков мастеров этого периода, но и отдать дань уважения и признательности замечательным русским собирателям и меценатам, стараниям которых музей и обязан обладанием столь ценными коллекциями. Многие произведения художников первой половины и середины Х1Х века попали в музей из коллекций И.С.Остроухова, П.И.Харитоненко, Д.П.Боткина. Особую чуткость к реалистическим направлениям западноевропейского искусства проявил Сергей Михайлович Третьяков, брат знаменитого основателя Третьяковской Галереи Павла Михайловича. Занимавший в течение 14 лет пост городского главы и всячески содействовавший благу своего города, он с исключительным вниманием и разборчивостью формировал коллекцию французского искусства, шедеврами которой являются произведения Э.Делакруа, Т.Руссо, К.Тройона, Ж.-Б.Лепажа. Одним из немногих в России он обратил внимание на творчество мастеров немецкой (А.Менцель, О.Ахенбах), голландской (Й.Израэльс), испанской (М.Фортуни-и-Карбо) и венгерской (М.Мункачи) школ живописи.

Невозможно представить себе историю московского меценатства без таких имен как И.А.Морозов и С.И.Щукин, представителей богатых купеческих семей. Именно их стараниям мы обязаны присутствию в ГАЛЕРЕЕ прославленных шедевров импрессионистов, постимпрессионистов и художников начала ХХ века.   Они первыми стали собирать произведения современного им французского искусства, сумев за короткий срок создать коллекции, принадлежащие к числу наиболее знаменитых в мире. Связи с известными торговыми домами в Париже, личное знакомство с живописцами позволяло им с безошибочным чутьем отбирать лучшие произведения. В 1918 году собрания Морозова и Щукина были  национализированы, и на их основе  в 1928 году был создан ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА. Разместившийся в доме Морозова на Пречистенке этот музей, к сожалению, в 1948 году был закрыт, а произведения из его собрания оказались поделенными между ГМИИ им. А.С. Пушкина  и Государственным Эрмитажем. Создание ГАЛЕРЕИ в некоторой степени восстанавливает историческую справедливость и отдает дань уважения памяти коллекционеров, отводя произведениям из их собраний значительной место.

Произведения зарубежного искусства середины и второй половины ХХ века попали в музей за счет закупок и даров коллекционеров и художников. Среди имен дарителей необходимо отметить Л.Делекторскую, Н.Леже. Г.Костаки. М.Шагала, А.Хамера.

Огромная роль в формировании и изучении коллекций, возвращении шедевров в мировой научный обиход принадлежит сотрудникам ГМНЗИ Борису Терновцу, Нине Яворской и Татьяне Боровой, и особенно – многолетнему хранителю шедевров «новой» живописи в ГМИИ им.А.С. Пушкина – Марине Бессоновой. Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении десятилетий изучают коллекцию, публикуют новые исследования, материалы, каталоги, устраивают выставки в России и за рубежом.  Итогом этой многолетней работы стало создание в ГМИИ им. А.С. Пушкина ГАЛЕРЕИ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX – XX веков.

Данный сайт представляет собой своеобразный электронный вариант экспозиции, позволяющий совершить своеобразную виртуальную экскурсию по ГАЛЕРЕЕ и познакомиться не только с шедеврами, экспонирующимися в залах, но и увидеть многие произведения, не вошедшие в основную экспозицию и хранящиеся в запасниках.