АНРИ МАТИСС

Красные рыбы

1912

147х98, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3299

Предельно сокращая пространство интерьера, художник изображает фрагмент оранжереи, посредине кото­рой — круглый столик с рыбками в аквариуме. Движение кружащихся в аквари­уме рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в это движение включаются зеленые листья растений, завитки ножки стола. Именно богатство живых закругленных линейных ритмов является основой для орнаментальной организации поверхности холста. Динамику композиционного построения под­черкивает обратная перспектива в изображении стола, что свидетельствует об изучении художником приемов средневековой живописи, в частности персидс­ких миниатюр, древнерусских икон и фресок. Еще более усложняя перспектив­ное построение, Матисс использует несколько точек зрения на предметы. Так, на аквариум он смотрит сбоку, столешницу изображает сверху, а ее ножку снова сбоку. Еще больший эффект производит распределение чистых ярких красок. Цветовым фокусом картины являются ярко-красные рыбки. Оставленный вок­руг них белый холст усиливает выразительность красного. Контрастом к крас­ным рыбкам служат зеленые листья растений. Будучи очень чутким колористом, Матисс понимал, какое напряжение таит в себе сопоставление красного и зеле­ного, поэтому он нигде не соединяет эти цвета непосредственно. Вводя допол­нительные оттенки, художник разрешает это противоречие в гармонии тонких соотношений розовых, сиреневых, оливковых тонов. Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума сообщает всему колористическому решению особую прозрачность.