МОРИС ДЕНИ

Портрет Марты Дени, жены художника

1893

45x54, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3277

Творчество Мориса Дени наиболее последовательно представляет символистскую линию в искусстве  группы «Наби».  Он считал целью художника воплощение «идей, ощущений, чувств», создание полотен философского содер­жания.

«Портрет жены художника» — самая ранняя картина живописца, представлен­ная в музее. Женившись на Марте Мерье в 1893 году, Дени неоднократно изображал ее не только в портретах, но и в символических сценах. Портрет написан приглушенными красками с доминированием серебристо-розовых то­нов, в характерном для художника декоративном стиле с его тяготением к плоскостности, сведением объема к красочному пятну, с орнаментальностью рисун­ка. Особую музыкальность и утонченность произведению придает игра гибких, волнистых линий. При небольших размерах картина воспринимается как мону­ментальное произведение, фреска или же гобелен.  Станковая живопись начинает подвергаться воздействию декоративных элемен­тов панно с новым пониманием картинной плоскости. Художники группы «Наби» пробовали свои силы во многих видах искусства, в том числе и в ковро­ткачестве. Не случайно произведения Дени так напоминают гобелены. Для достижения подобного эффекта в своих картинах художник заимствовал мно­гие приемы у мастеров прежних эпох и умело стилизовал их. После поездки в Италию Дени увлекся искусством раннего Возрождения, особенно живописью Фра Беато Анжелико, что отразилось во многих его полотнах. Среди своих собратьев по творчеству он даже получил прозвище «Наби прекрасных икон».

Сайты Музея