"Шальные годы" Монпарнаса

01.01.1970

В начале XX века Париж был художественной столицей и интеллектуальным центром мира, который притягивал художников со всего света, именно здесь зарождались главные направления нового искусства. Доступная жизнь, политическая свобода, многочисленные мастерские, художественные академии, признанные преподаватели, салоны, галереи и музеи сделали Париж пристанищем и настоящей школой для художников-иммигрантов. Выставка «”Шальные годы” Монпарнаса» познакомит российского зрителя с творчеством двух ярких мастеров Парижской школы – Жюля Паскина и Леонара Фужиты.

Решение объединить произведения Паскина и Фужиты в рамках одной выставки принято кураторами не случайно. Оба мастера были талантливыми графиками и живописцами, оба переехали в Париж в начале творческого пути, оба увлекались экзотическими путешествиями. Есть немало параллелей и в жанровых предпочтениях, активное взаимодействие их творческих индивидуальностей очевидно не только для профессионалов, но и для любителей искусства. 

Жюль Паскин (1885–1930), живописец и график, первоначально работал в стилистике модерна. Родился в Болгарии, художественное образование получил в Австрии и Германии, во время учебы увлекался журнальной карикатурой. После переезда в Париж выработал собственный эмоциональный и экспрессивный стиль. Наиболее известна его манера, называемая «перламутровой»: художник добивается эффекта прозрачности, контуры и цветовые пятна накладываются друг на друга. В творческом наследии Паскина – работы на библейские и мифологические сюжеты, а также многочисленные произведения в жанре ню. 

Леонар Фужита (1886–1968), французский живописец и график японского происхождения. Фужита органично объединил приемы и принципы японской культуры с европейскими традициями в космополитичной среде Парижа. Его работы тонки по технике, наполнены романтизмом. Острая наблюдательность прослеживается в многочисленных путевых зарисовках и монументальных композициях, а также в знаменитых ню 1920–1930-х годов. В манере художника сочетается мастерство японского каллиграфа и европейского рисовальщика-виртуоза. 

Работам обоих мастеров отведено равнозначное экспозиционное пространство на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. На выставке представлены более сорока произведений каждого из мастеров; что предоставит зрителям возможность познакомиться со всеми этапами их творчества. Залы, отведенные для выставки, расположены по кругу и кураторы решили использовать пространство таким образом, чтобы гости могли войти в экспозицию с двух сторон, увидев в одной части работы Жюля Паскина, а в другой – Леонара Фужиты.

Своего рода связующим звеном станет центральный зал, отведенный для показа работ отечественных художников, современников представителей Парижской школы. Эстетика Паскина и Фужиты была по-своему понята мастерами отечественного «тихого искусства» 1920–1930-х годов и претворена в их произведениях. Опыт французских художников стал отправной точкой для их собственных экспериментов. Зрители увидят произведения мастеров межвоенной эпохи – Даниила Дарана, Николая Кузьмина и других. Центральная роль в выставочном пространстве отведена работам Татьяны Мавриной.