Hall 3. COROT AND THE BARBIZON SCHOOL

The rooms contain French paintings from the 1830s to 1870s, most of which, including those of Jean-Baptist-Camille Corot and the Barbizon School, come from the collection of Sergei Mikhailovich Tretyakov. The exhibits give a full picture of the development of landscape painting in this period, almost up to Impressionism.

Show full text

A group of young artists led by Theodore Rousseau began to work in the open air in the hamlet of Barbizon not far from Paris, on the edge of the Forest of Fontainebleau. Each of the members of the so-called Barbizon School pos­sessed his own pictorial manner, but they were all united by their love of the French countryside. Rousseau liked painting gnarled trees and gentle hills, while Jules Dupre, Constant Troyon and Virgile Narcisse Diaz de la Pena pre­ferred fleeting states of the sky. One of the second generation of Barbizon painters, Charles-Frangois Daubigny, who travelled along the Seine and the Oise in a boat converted into a floating studio, was skilled at conveying special light effects at different times of the day.

As a rule, the Barbizon painters worked outside in natural conditions, often selecting the most ordinary landscape motifs. Only their large canvases intended for exhibition at the Salon were finished in the studio.

France's greatest landscapist of the mid-nineteenth century, Camille Corot, also worked in Barbizon for a while, although his art differs in many respects from the experiments of the school. At the beginning of his career he went on a creative journey to Italy as was the custom in those days, yet he saw it through the eyes of the new age. He was attracted by everyday town life, casual passers-by, fleeting moments. Many of Corot's landscapes possess a lyricism engen­dered by his direct perception, his sensitive response to what he saw. The artist preferred changing states, dying sunsets, sudden gusts of wind, stormy weath­er, skies clearing after the rain, but, unlike the Romantics, he chose secluded corners of nature, surrounded by trees with rustling foliage and outlines that melt in a misty haze. The human figure in his landscapes serves as a kind of barometer for determining the mood of the landscape image.

CHARLES-FRANCOIS DAUBIGNY

Утро

1858

29х47, oil on canvas

JULES DUPRE

Вечер

1844

oil on canvas

JULES DUPRE

Водопой

1850

oil on canvas

JULES DUPRE

Дубы у дороги

1860

43х58, oil on canvas

JEAN-BAPTISTE-CAMILLE COROT

Вечер

1870

46х37, oil on canvas

Сайты Музея

Зал 3. КОРО И БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

В зале представлены произведения французской живописи 1830–1870-х годов, основная часть которых, включая работы Жана Батиста Камиля Коро и барбизонской школы, происходит из знаменитого собрания Сергея Михайловича Третьякова. Экспонаты дают законченную картину развития пейзажной живописи указанного периода, подводя нас вплотную к искусству импрессионизма.

Показать полный текст

Ближе к середине столетия экзальтированная эмоциональность, присущая эпохе романтизма, уступила место более трезвому взгляду на мир, в чем немалую роль сыграли успехи позитивистской науки, а также тяга горожан к природе, противостоящей современной урбанизации. Группа молодых художников во главе с Теодором Руссо начинает работать на пленэре в небольшой деревушке Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на опушке леса Фонтенбло. Каждый из мастеров так называемой «барбизонской школы» обладал своей собственной живописной манерой, но всех их объединяла любовь к французской природе. Руссо любил изображать кряжистые деревья и пологие холмы, Жюль Дюпре, Констан Тройон и Виржиль Нарцисс Диаз де ла Пенья изменчивые состояния неба. Представитель второго поколения барбизонцев, Шарль Франсуа Добиньи, путешествовавший по Сене и Уазе в своей лодке-мастерской, умел тонко передавать время суток, особенности освещения и мимолетное очарование мотива.

Барбизонцы писали на открытом воздухе в естественных условиях, выбирая часто самые скромные виды французских провинций. Лишь большие полотна, предназначенные для выставок в Салоне, завершались в мастерской.

В Барбизоне работал некоторое время и крупнейший пейзажист Франции середины XIX века Камиль Коро, однако его искусство во многом отлично от устремлений барбизонской школы. По традиции, он совершил в начале своего творческого пути путешествие в Италию, но взглянул на нее глазами человека нового времени. Его привлекали будничная жизнь города, случайные прохожие, неповторимость запечатленного момента. Многим пейзажам Коро присущ лиризм, порожденный непосредственностью восприятия мастера, чуткостью переживания увиденного. Художник отдавал предпочтение переменным состояниям – гаснущим закатам, внезапным порывам ветра, бурной погоде, прояснениям неба после дождя, но, в отличие от романтиков, он выбирал укромные уголки природы, окруженные деревьями с трепещущей листвой и тающими в туманной дымке очертаниями. Человеческая фигура в пейзажах живописца служит своеобразным «камертоном», по которому определяется настроение пейзажного образа, залогом единства природных явлений во всем их многообразии и ответного чувства человека.

ШАРЛЬ ФРАНСУА ДОБИНЬИ

Утро

1858

29х47, xолст, масло

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ

Вечер

1844

xолст, масло

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ

Водопой

Около 1850-х

xолст, масло

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ

Дубы у дороги

Конец 1860-х

43х58, xолст, масло

ЖАН-БАТИСТ КАМИЛЬ КОРО

Замок Пьерфон (Пароль)

Конец 1850-х - 1860-е

47х38, бумага, наклееная на дерево, масло

ЖАН-БАТИСТ КАМИЛЬ КОРО

Вечер

1860 - 1870

46х37, xолст, масло

ЖАН-БАТИСТ КАМИЛЬ КОРО

Порыв ветра

Середина 1860 - начало 1870-х

48х66, xолст, масло

ЖАН-БАТИСТ КАМИЛЬ КОРО

Купание Дианы

1873 – 1874

161х80, xолст, масло

ТЕОДОР РУССО

В лесу Фонтенбло

1860-е

64х54, xолст, масло

ПРОСПЕР МАРИЛЬЯ

Опушка леса (в лесу Фонтенбло)

Конец 1830 - начало 1840-х

22х17, дерево, масло

АНРИ ЖОЗЕФ АРПИНЬИ

Восход луны

1880-е

29х40, xолст, масло

Сайты Музея