ЭДУАР ВЮЙАР

В саду

Около 1898

51х83, картон, темпера

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. кн. С.А. Щербатова

Ж-3447

Искусству Вюйара свойственна особая поэтичность мировос­приятия. Кроме полотен Гогена и работ японских ксилографов, на него оказало влияние творчество Дега и Сёра, искусство французских шпалер XV века и голландская живопись XVII столетия. Вюйара интересует повседневная жизнь с ее радостями семейного уюта. Персонажи Вюйара живут тихо, нетороп­ливо. Их мир сосредоточен в пределах интерьера, сквера или сада. При этом его пейзажи замкнуты подобно интерьерам, а в интерьерах ощущается пространст­венная связь с пленэром. Небольшое произведение «В саду» было написано художником одновременно с серией картин, изображавших парижс­кие сады и парки и предназначавшихся для украшения одного особняка. Вероят­но, эта картина связана с данной серией. В ней в полной мере проявилось умение Вюйара сочетать камерность мотива с монументальностью его трактов­ки. В красочной гамме художник избегает всего яркого, кричащего, строя ее на изысканном сочетании серых, зеленоватых и голубых тонов. Обобщая цветовые пятна, Вюйар вводит в свою палитру фактуру самого материала — картона, на котором написана картина, что воспринимается как звучный акцент в общей сдержанной цветовой гамме. Художник наносит на картон разбавленные краски в один слой, разделяя мазки значительным расстоянием. Фигуры изображен­ных женщин органично включаются в пространственную среду, являясь ее неотъемлемой частью, и вносят в произведение настроение молчаливой со­средоточенности.