ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН

Сострадание

1887

100х81, холст, пастель

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3325

В картине «Сострадание» (1887) Пюви де Шаванн изобразил встречу отчаяв­шейся падшей женщины, символизирующей раскаяние, с монахиней, суть которой милосердие. Ощущение неподвижности и величавости, многозначительной тишины  достигается упрощенностью и лаконичностью художественного языка. Пюви де Шаванн не пытается поучать своим искусством, но прежде всего внушает зрителю свое настроение при помощи красок и линий.  Художник пытается постичь скрытое от обычного взгляда состояние природы и человеческой души. При своих небольших размерах произведение  воспринимается монументальным, похожим на фрес­ку.  Пюви де Шаванн был одним из первых живописцев своего времени, стремившихся воз­родить монументальную живопись в рамках станковой картины. Именно так были созданы его панно «История Св. Женевьевы» для парижского Пантеона. К этой же тенденции примыкает и картина «Сострадание». Известно утвержде­ние художника, что «истинная роль живописи — одухотворение стен».