ПАБЛО ПИКАССО

Старый еврей с мальчиком

1903

125x92, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3318

Одним из центральных произведений голубого периода является написанная в 1903 году в Барселоне картина «Старый еврей с мальчиком». В произведении с новой силой вновь звучит главная тема этого периода — два существа, составляющие единое целое, погруженные в молчание, стремятся быть вместе. На нейтральном фоне изображены сидящие нищие, воплощающие два самых беззащитных и слабых возраста — старость и детство. Болезненно хрупкие слепой старик и мальчик прижимаются друг к другу, как бы образуя одно существо. Пикассо сознательно вытягивает про­порции фигур, особенно фигуру старика, подчеркивая его худобу и изможденность. Особое значение для Пикассо имела тема слепоты: старик-слепец стано­вится воплощением истинной духовности и вместе с тем нравственной нищеты окружающего мира. Зрячий же мальчик держится как слепой: его глаза от­крыты, но неподвижны, лицо напоминает маску. Персонажи картины общаются не взглядом, а касанием рук, в изображении которых деформация формы доходит до предела: костлявые руки старика кажутся почти «готическими». Для Пикассо идея прозорливости слепоты, заставляющей воспринимать мир внутренним взором, была сродни идее любви. Старик и мальчик, поддерживающие друг друга, несут в себе этот дар любви. Ради постижения внутренней идеи произведения Пикассо как бы прорывает оболочку видимого. Рисунок, цвет, пространство, то есть чисто пластические проблемы, он решает как проблемы человеческие. Рисунок у Пикассо обретает главенствующее зна­чение. Могущество линии подчеркивается монохромностью картины. Синий цвет — это не реальный цвет предметного мира.  Он заключает в себе эмоциональную сущность происходящего, усиливая настроение скорби и безысходности, выраженное в печальных и сосредоточенных лицах. Синева­тые фигуры не сливаются с синим фоном, а, напротив, отчетливо выступают на нем благодаря четкому контуру. В картине отсутствует перспектива, в изоб­ражении фигур светотеневая и цветовая моделировка минимальны, но тем не менее, возникает впечатление объема на плоскости, что достигается вырази­тельной линией. Напряженная экспрессия данного произведения заставляет вспомнить испанскую живопись XVI века, в особенности произведения Эль Греко и Моралеса.