ПАБЛО ПИКАССО

Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)

1901

73x60, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И.А. Морозова

Ж-3400

Картина написана в Париже и развивает типичный для раннего Пикассо сюжет парижского кафе, где собирались циркачи и актеры и где их нанимали на работу. Это произведение – один из первых примеров обращения художника к ключевой для него теме судьбы творческой личности. Трагический образ бродячих артистов становится символом того нелегкого бремени, которое принимает на себя человек, посвящая жизнь искусству и встречая подчас непонимание и насмешки. И.А. Морозов купил этот шедевр Пикассо в галерее Амбруаза Воллара в Париже в 1908 году всего за 300 франков.

В картине «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)» Пикассо изображает двух сидящих за столом цирковых актеров — Арлекина с набеленным лицом трагика Пьеро  и его подружку, лицо которой похоже на японскую маску. Несмотря на то, что в картине изображены двое, ее атмосфера пронизана нотами тоски и одиночества. Лица героев повернуты в разные стороны, на них лежит печать равнодушия, но вместе с тем сильный, гибкий контур, очерчивая фигуры и изолируя их от реального окружения, создает упругое единство разобщенных в своем одиночестве персонажей. Обращение к данной теме несло для Пикассо глубокий общечеловеческий смысл: странст­вующие гимнасты олицетворяли для него не столько искусство цирка, сколько искусство вообще, а сам шут сделался символом непонятого художника (неда­ром в дальнейшем Пикассо не раз изображал себя Арлекином). В колористи­ческой гамме картины господствуют холодные синевато-серые и зеленоватые тона, в которые вкрапливаются желтовато-оранжевые и коричневатые.