АНРИ МАТИСС

Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер

1912

115,5х80, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И.А. Морозова

Ж-3395

Две поездки в Марокко в 1912—1913 годах дали художнику новое направле­ние в колористических поисках. Впоследствии Матисс признавался, что знаком­ство с арабским Востоком позволило ему отказаться от фовизма и установить новые связи с натурой. Именно в этот период был исполнен Марокканский триптих, включающий в себя «Вид из окна. Танжер», «Зору на террасе» и «Вход в касбу». В отличие от ранних вещей, где интерес к востоку сказывался прежде всего в увлеченности причудливыми формами арабского прикладного искус­ства, здесь художник стремится уловить атмосферу созерцательной и нетороп­ливой, почти сказочной жизни арабского мира. Триптих может быть истолкован и как обобщенный, философский образ арабского Востока, и как три времени суток — утро, день, вечер. Объединяющим началом всех работ триптиха являет­ся синий цвет, по-разному обыгрываемый в каждом произведении. В картине «Вид из окна. Танжер», открывается уголок старого арабского города с анг­ликанским собором Святого Петра. Матисс передает синим цветом и южное утреннее небо, и глубокие тени, отбрасываемые деревьями, и прохладу ин­терьера. Поглощая все увиденные художником подробности, синий цвет поэти­зирует реальный мотив, передает атмосферу пряного Востока.