ПОЛЬ ГОГЕН

Королева. (Жена короля)

1896

97x130, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3265

В этом полотне, одном из самых значительных произведений второго таитянского периода, Гоген вступает в открытую полемику с европейской традицией живописи. Спокойно и величественно возлежит прекрасная таитянка среди благоухающей природы. Ее поза повторяет композицию «Олимпии» Мане и «Венеры Урбинской» Тициана, однако близость построения композиции лишь подчеркивает «синтетический» характер искусства Гогена, свободно соединившего в одном произведении несколько религиозных сюжетов, мифов и зрительных образов. Рядом с красавицей, в которой исследователи узнают портрет таитянской жены художника, он изображает древо познания добра и зла и беседующих старцев. Яркие насыщенные цвета и сложные композиционные ритмы придают полотну почти орнаментальное звучание. «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно в Париж, когда уже есть столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой», – признавался Гоген в письме к своему другу в апреле 1896 года.